Советы руководителя физического воспитания

Упражнения для стоп при плоскостопии

 

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается полезный комплекс упражнений для  профилактики и лечения плоскостопия.  

 

Упражнения выполняются босиком и желательно ежедневно.

1-е упражнение – это вращение стопами. Необходимо принять удобное положение на стуле, поставить пятки на пол на ширине плеч. Вращения выполняются стопами в обе стороны, поочередно. Аналогично  выполняйте упражнение стоя.  Необходимо  сделать 10 повторений.

2-е упражнение – выполняется в положении стоп на ребрах. Его можно выполнять сидя на стуле или, стоя на полу, чередуя положения. Весь смысл упражнения - ставить стопы то на внутреннюю сторону стопы, то на внешнюю. Выполнять до 10 раз.

3-е упражнение   – это разворачивание стоп. Его можно выполнять сначала стоя, опираясь руками за спинку стула, а потом – сидя. Если Вам сложно выполнять такое упражнение для ног, то можно немного присесть. Выставьте ноги на ширине плеч. Затем  разворачивайте стопы - сначала соединяйте пятки, затем носки. Выполняйте не менее 10 раз.

4-е упражнение – поочередный подъем на пятки и на носки. Для этого поставьте ноги на ширину плеч, а стопы расположите параллельно друг другу. Затем  не спеша выполняйте подъемы на пятках, потом на носках. Каждый вид подъем нужно выполнять по 10 раз, чередуя. Аналогичным образом  выполняйте данное упражнение для стоп стоя на одной ноге. Чередуйте ноги, выполняя по 10 повторений на каждой.

5-е упражнение   – это подъем на наружный свод стопы. Выполняйте его сидя на стуле, при этом ноги поставьте на внешнюю сторону стопы. Именно в таком положении стоп вставайте на ноги. Упражнение повторяйте по 10 раз, но уже с положения «сидя» на полу.

6-е упражнение  –  ходьба на месте. Данное упражнение нужно выполнять в быстром темпе. Носки нельзя отрывать от пола, а стопы должны смотреть немного внутрь, при этом ноги сгибаются в коленях. Бедра при выполнении раскачивайте как можно больше в стороны - влево и вправо. При этом необходимо держать ровное дыхание и стараться не шевелить плечами. Выполняйте 20-40 секунд.

7-е упражнение   – это низкие выпады. Для этого станьте прямо. Сделайте уверенный выпад ногой вперед. После этого нужно поменять опорную ногу, развернувшись на 180° градусов. Обязательно держите спину прямой. Данное упражнение выполняется 10 раз.

 

Хороших результатов можно добиться при лечении плоскостопия и других деформаций, выполняя упражнения с гимнастической палкой (диаметр –  3см; длина – 1,2-1,5 м).

 

Упражнения с гимнастической палкой:

 

Первое упражнение – ходьба поперек палки. Для этого необходимо расположить её на середине стопы, поперек. Суть данного упражнения заключается именно в переступании по палке приставными шагами вправо и влево, от одного края к другому. Это упражнение помогает при лечение поперечного плоскостопия.

Второе упражнение – это ходьба вдоль палки. Для этого необходимо выполнять шаги по палке, расположив её вдоль стопы. Сначала начинаете идти вперед носками, обратно - задом наперед. Данное упражнение помогает при лечении продольного плоскостопия.

Третье упражнение – это катание палки ногами. Для этого нужно катать палку по полу, сначала каждой ногой по отдельности, сидя на стуле или на полу. После этого можно катать  палку двумя ногами одновременно. Выполнять это упражнение нужно на протяжении 5—10 минут ежедневно.

  

 

Для детей важно все упражнения предоставлять в игровой форме. В этом Вам поможет Ваша фантазия и хорошее настроение!

 

 

  ПУСТЬ ВАШИ НОЖКИ БУДУТ ЗДОРОВЫМИ И КРАСИВЫМИ!

свернуть

Профилактика нарушения осанки

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. 

Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения а координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

свернуть

Детские подвижные игры 

Детские подвижные игры   

 


Детские подвижные игры нужны и зимой, и летом. А когда за окошком ненастная погода и вы с малышом вынуждены сидеть дома - особенно. Ведь ребенку нужно движение! Играя в детские подвижные игры дома, вы отлично проведете время вместе с ребенком и поможете удовлетворить его потребность в физической активности.

1. Мышка и кошка
Мама будет кошкой, а ребенок мышкой. Делаем мышке хвостик из ленточки. Кошка должна догнать и схватить мышку за хвостик. Потом можно поменяться ролями.

2. Забавные животные
Тут возможны 2 варианта игры. Или мама показывает картинки с животными, а ребенок изображает их, или ребенок сам придумывает и изображает животное, а маме нужно догадаться и назвать его. Второй вариант подходит для детей от 3 лет.

3. Неуклюжий пингвин
Мама предлагает показать, как ходит пингвин.
Для этого ребенку нужно зажать мяч ногами и попробовать так походить.

 4. Клубочки

Вам понадобятся пластмассовые шарики 2 цветов и 2 корзины. Расскажите ребенку историю о том, что непослушный котик играл с бабушкиным вязанием и перепутал все клубочки. Предложите ему помочь бабушке, положив, например, красные шарики в одну корзину, а синие - в другую.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МАМОЧКОЙ В ГЛАВНОЙ РОЛИ
Чтобы ребенок рос сильным и отличался крепким здоровьем, ему просто необходимы подвижные игры для детей, которыми можно заниматься вместе. Чтобы привить ребенку желание не просто резвиться, но заниматься спортом, нужно подать пример, показав, как их мама обожает спорт и тренировки. Подвижные игры для детей настолько полезны, насколько и привлекательны. Гимнастика с ребенком способна поднять настроение после дня забот по дому. Малыш чувствует настроение родителей, для него самое важное, чтобы его мама и папа улыбались. Спортом можно заниматься всей семьей, с папой, бабушкой и дедушкой.
Когда и как заниматься
Педиатры советуют начинать подвижные игры для детей уже с 3-х лет. Однако это вовсе не означает, что до этого не нужно выполнять физические упражнения. До 3-х летнего возраста нужно постоянно делать ребенку массаж, проводить специальную гимнастику для младенцев и процедуры по закаливанию организма. Детскими инструкторами по фитнесу подмечено, что все без исключения дети любят ритмичную музыку и даже тексты, которые сложены в рифму. Так что малыш может не только сделать маму более стройной, но превратить в настоящую поэтессу. Зарядку нужно проводить каждый день по утрам с соответствующим стихотворным сопровождением.
Основные правила занятий
Главное правило каждого занятия – это наличие четкой структуры. Подвижные игры для детей должны состоять из 3-х частей, как минимум. Первая часть – подготовительная. Это обычная разминка в виде подтягиваний, на которую требуется не более 5 минут. Основной комплекс упражнений может включать в себя разные тренировки. Заключение – это расслабление, движения должны быть направлены на успокоение души и тела, можно даже полежать, но не сразу. На заключительную медитационную часть отводится около 2 минут. Занятия должны быть интересными для малыша, разговоры о пользе не приведут к желанию.
Основа тренировок
Подвижные игры для детей основываются на игровом моменте. Что любят дети? Дети не могут без веселья, игры, деления своими впечатлениями. Этими качествами ребенка грех не воспользоваться. Занятия можно превратить в соревнования с мамой, кто выше прыгнул, кто смог закинуть мяч в кольцо, кто больше присел и т.д. Еще одно отличие от взрослых тренировок – это разнообразие. Каждый день нужно придумывать что-то новенькое, не нужно специально заготавливать упражнения, можно просто импровизировать. Одни прыжки могут иметь несколько вариантов выполнения, например, прыжки в виде зайчика, через скакалку, прыжки на высоту по доставанию какого-то предмета.
Что не нужно делать
Хоть занятия построены на игре, во время занятий должна соблюдаться дисциплина, но при этом на ребенка не нужно оказывать давление, в случае если какие-то упражнения ему не даются или что-то просто пришлось не по душе. Чтобы не ошибиться в правильности выбранного упражнения, нужно просто понаблюдать за ребенком, посмотреть, что ему больше нравится. Время занятий не должно превышать полчаса, в особенности, если ребенок ходит в садик, где находится в постоянном движении. К минимуму обязательных занятий относится гимнастика по утрам и упражнения на свежем воздухе.
Ошибки родителей
Делать что-то новое сразу без ошибок на 100% невозможно. Но встречаются такие мамы, которые просто не понимают элементарных правил любых тренировок. Так, например, нельзя начинать сразу заниматься без разогрева. Можно просто-напросто растянуть связки, что приведет к возникновению серьезной травмы суставов. Одна из распространенных ошибок – это незавершенность комплекса упражнений и отсутствие гармонии. Так, например, при совершении поворотов вправо, нужно сделать повороты и в обратную сторону. Еще одна ошибка – занятия по принципу много – значит хорошо.

свернуть

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться!

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! 

                      А в одежде повседневной, заниматься очень вредно!

 

       Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности. Спортивная форма-это обязательное условие их проведения! Ребенок получает полное физическое развитие – учится бегать, прыгать, лазать, ползать, подлезать и т.д. Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, чешки. Необходимо помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в одежде, в которой занимался ребенок, в соответствии с санитарными требованиями, в дальнейшем нельзя находиться в групповой комнате.

Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без надписей и декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. 

Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, джинсах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как наклоны, приседания, прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

Спортивная обувь. Она не скользит при выполнении упражнений. За счет прорезиненной подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия. Обувь  должна соответствовать размеру ноги ребенка. Многие родители приобретают своим детям обувь «на вырост», что повышает травмоопасность во время занятий, т.к. слетевшая с ноги обувь способствует тому, что дети налетают друг на друга, например, во время бега, вследствие того, что хозяин  остановился, чтобы ее надеть.

Носочки. Носки должны быть не тёплые, предназначенные для частых стирок. 

Давайте приучать детей к спорту вместе!

Руководитель физического воспитания

Мирончик Ольга Владимировна

свернуть