Советы музыкального руководителя
Поем вместе
ПОЕМ ВМЕСТЕ
1-2 года
Представление о возможности имитировать голосом звукоподражания.
Умения:
- вслушиваться в пение взрослого;
- проявлять желание подпевать взрослым;
- подпевать повторяющиеся слова песен, звукоподражания, окончания музыкальных фраз, одновременно двигаться (попевки, песенки, "Птичка", муз. Е.Тиличеевой, сл. К.Шмаковой; "Кошка", муз. Ан.Александрова, сл. Н.Френкель; "Собачка", муз. М.Раухвергера, сл. Н.Комиссаровой и др.).
2-3 года
Представление о возможности имитировать голосом звукоподражания.
Умения:
- произносить, подпевать и петь звукоподражания, легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки (попевки: "Зайка", рус. нар. мел. и др.; песни: "Ах ты, коценька-каток", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. народные; "Елка", "Птичка", муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой; песни-игры: "В огороде заинька", муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; "Лошадка", муз. А.Филиппенко; "Погуляли наши детки", муз. Я.Жабко и др.);
- сопровождать свое пение игровыми действиями;
- моделировать музыкальный образ с помощью элементарных движений и звукоподражаний.
Музыкально-дидактические игры: "Колокольчики", "Найди и покажи", "Птица и птенчики", "Где мои детки?" и др.
Игры и игровые задания: "Угощение для зайчика", "Голоса больших и маленьких", "Попугай, повторяй" и др.
3-4 года
Представление о разном характере песни.
Умения:
- исполнять попевки и песни в удобном диапазоне, естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой (попевки: "Цветики", муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; "Божая кароўка", бел. нар. мел. (апрац. А.Рашчынскага) и др.; песни: "Петушок", рус. нар. мел.; "Вось якi мурлыка", бел. нар. мел. (апрац. Д.Камiнскага); "Петя, солнце разбуди!", "Будем мы хорошими", "Мамочка милая", муз. и сл. Я.Жабко; "Дождик", муз. И.Кишко; "Пирожок", "Есть у солнышка друзья", муз. Е.Тиличеевой; "Петушок", муз. В.Витлина; "Мотылек", муз. Р.Рустамова, сл. Ю.Островского; "Курочка", "Уточка", муз. Т.Попатенко, сл. И.Лешкевич; "Листья золотые", "Маму поздравляют малыши", "Елка", "Уточка", муз. Т.Попатенко; "Воробей", "Мы садимся в самолет", "Все запели песенку", муз. А.Филиппенко; "Мишка косолапый", муз. и сл. О.Волох; "Дед Мороз", "Мишка", "Жучок", муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной и др.);
- воспроизводить голосом звуки легко, напевно, мягко, без крика и напряжения; четко произносить слова и звуковые сочетания в процессе речевого и вокального интонирования; интонировать мелодию песни, интонации радости, жалобы, протяжно пропевать долгие звуки;
- воспринимать, воспроизводить и придумывать речевые звукоподражания, интонационно отражающие веселый, грустный, нежный характер музыкального образа.
Игры и игровые задания: "Три голоса", "Часы и игрушки", "Между небом и землей", "Листопад", "Кто пришел?", "Башмачки" и др.
Музыкально-дидактические игры: "Большая и маленькая матрешки", "Ступеньки", "Птички и птенчики", "Чей домик?" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Синичка", "Радостная синичка и грустная ворона", "Петух и кукушка" и др.
4-5 лет
Представление о правильной певческой установке.
Умения:
- речевые и вокальные (звукообразование, чистота интонирования, четкая дикция, правильное певческое дыхание): умение воспроизводить звуки определенного качества (легкость, напевность, мягкость); протяжно пропевать долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносить и петь звукоподражания в разном темпе, ритме с учетом вокальных возможностей ребенка; правильно брать дыхание в процессе пения; точно интонировать мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок;
- выразительно исполнять попевки и песни в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т.д.): "Сорока", "Василек", "Как под горкой", рус. нар. мел.; "Лесенка", муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова; "Кукушечка", "Мы идем с флажками", муз. Е.Тиличеевой; "Чики-чики", рус. нар. мел. (обр. Е.Тиличеевой); "Дудочка", муз. В.Карасева; "Бегаў зайка шэранькi", бел. нар. мел. (апрац. Г.Вагнера); "Два кота", пол. нар. мел.; "В огороде заинька", муз. В.Карасева; "Зайка", бел. нар. мел. и др.; "Водичка", "Серенькая кошечка", "Веселятся все игрушки", муз. В.Витлина; "Дождик, солнышко верни", "Солнышко скучает", "Мамачка-сонейка", муз. и сл. Я.Жабко; "Адмарозiў лапкi", муз. С.Альхiмовiч, сл. I.Муравейкi; "Песенка друзей", муз. В.Герчик; "Елочка", муз. М.Красева; "Мы - солдаты", "Снежок", муз. Ю.Слонова; "Елочка", "Мы на луг ходили", "О кукле", муз. А.Филиппенко; "Мамочке любимой", "Бабушка моя", муз. Е.Гомонова; "Будет дождик или нет?", муз. Е.Тиличеевой; "Паровоз", муз. З.Компанейца; "Мы запели песенку", муз. Р.Рустамова; "Мамiны рукi", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. М.Пазнякова и др.;
- моделировать и воспроизводить высотные, ритмические и динамические соотношения между звуками с помощью голоса, звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.), игры на детских музыкальных инструментах;
- исполнять песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении;
- петь соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками;
- воспринимать, воспроизводить и придумывать звукоречевые комплексы, состоящие из сочетания разнообразных звуков или слогов, интонационно отражающих характер образа.
Игры и игровые задания: "Веселая песенка ласточек", "Снеговик" и др.
Музыкально-дидактические игры: "Кто в домике живет?", "Кто в гости к нам пришел?", "Курица и цыплята", "Угадай-ка", "Птицы и птенчики" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Зонтик", "Зонтик и радуга", "Синичка", "Синичка и перепел", "Кукушка", "Кукушка и петух", "Обиженный человечек", "Грустный человечек", "Веселый человечек" и др.
5-7 лет
Представления о:
- возможностях своего голоса;
- слуховом самоконтроле.
Умения:
- чисто интонировать мелодию попевки и песни, точно передавая ритмический рисунок, четко и коротко произносить согласные в середине и конце слова в процессе пения (попевки: "Чэ-чэ-чэ, сарока"; "Как под горкой", рус. нар. мел.; "Курица", "Труба", "Бубенчики", "Наш дом", муз. Е.Тиличеевой и др.; песни: "Осенью", муз. И.Жванецкой, сл. М.Ладонщикова; "Кружева осенние", муз. и сл. Я.Жабко; "Выхавацелька", муз. С.Галкiнай, сл. Н.Галiноўскай; "Дзiцячы сад", муз. i сл. С.Галкiнай; "Дорогие бабушки и мамы", муз. А.Островского, сл. З.Петровой; "Самая лепшая", муз. А.Рэмiзоўскай, сл. У.Карызны; "Пришла весна", муз. О.Волох, сл. Л.Дымовой; "Скоро в школу", муз. Л.Захлевного, сл. В.Лученок; "Мы идем в первый класс", муз. М.Муратаева, сл. О.Высотской; "Не забудем детский сад", муз. Е.Туманян, сл. З.Петровой; "Дзедава кароўка", муз. Л.Захлеўнага, сл. Л.Пранчака; "Горошина", муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; "По малину в сад пойдем", муз. А.Филиппенко; "Рыжая вавёрка", муз. А.Чыркуна, сл. А.Дзмiтрыева; "Весенняя", муз. О.Волох, сл. З.Петровой; "Званочак грае", муз. i сл. Я.Жабко и др.;
- определять жанровые особенности песни (песня-полька, песня-марш, песня-вальс и т.д.), различать куплетную форму, вступление и заключение в ней;
- петь соло, дуэтом, хором с музыкальным сопровождением и без него, напевно и отрывисто;
- правильно брать дыхание и распределять его на длинную фразу;
- выразительно исполнять песню в соответствии с характером музыки, отражая динамические оттенки, замедляя и ускоряя темп, проявляя в пении определенные чувства;
- сопереживать музыкальному образу песни;
- сочинять музыкальные вопросы и ответы, импровизировать отдельные интонации в пении; окончание мелодии, начатой взрослым ("Зайка, зайка, где бывал?", муз. М.Скребкова; "Что ты хочешь, кошечка?", муз. Г.Зингер и др.);
- передать разный характер в своем пении;
- моделировать образ песни в движениях;
- отображать в рисунке характер песни с помощью цвета, линии, формы;
- выбирать тембры детских музыкальных инструментов в соответствии с характером песни;
- оценивать свое пение и пение сверстников.
Музыкально-дидактические игры: "Громко-тихо запоем", "Кулачки и ладошки", "Узнай песенку по двум звукам", "Веселые матрешки", "Музыкальная лесенка", "Нарисуй мелодию", "Колокольчики-бубенцы", "Ступеньки", "Прогулка", "Три медведя", "Три поросенка", "Какой колокольчик звучит?" и др.
Сюжетные дидактические игры: "Певец-попугай", "Узнай по песенке", "Подскажи голосок", "Найди золотой ключик", "Кто поет выразительней?", "Давайте познакомимся!", "Цуда-прыпеўкi" и др.
Сюжетные музыкальные игры: "Осень", "Цветы", "Повторяй за мной", "Говорим с солнышком", "Ап-чхи", "Вазы", "Ромашка" и др
Приобщение воспитанников к белорусской культуре в разных видах музыкальной деятельности
Приобщение воспитанников к белорусской культуре в разных видах музыкальной деятельности
Музыкотерапия в детском саду и дома
Музыкотерапия в детском саду и дома
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
- вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Музыка для свободной деятельности детей
Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
Брамс И. «Вальс»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Шопен Ф. «Вальсы»
Штраус И. «Вальсы»
Детские песни
«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
«Танец маленьких утят» (французская народная песня)
Музыка для пробуждения после дневного сна
Боккерини Л.»Менуэт»
Григ Э. «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Моцарт В.»Сонаты»
Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
Сенс-санс К. «Аквариум»
Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
Музыка для релаксации
Альбиони Т. «Адажио»
Бетховен Л.»Лунная соната»
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»