В помощь молодому специалисту

КАК ПОДГОТОВИТЬ ЗАНЯТИЕ С ВОСПИТАННИКАМИ ИЛИ 4 ШАГА К УСПЕХУ

Татьяна СОЦЕНКО,

кандидат психологических наук,

заведующий кафедрой дошкольного и начального образования,

Алеся ЛУПАХИНА,

магистр психологических наук, аспирант, старший преподаватель

кафедры дошкольного и начального образования

Минского областного института развития образования

Каждый день педагогические работники проводят с воспитанниками занятия, разные по решаемым задачам, сюжетам, используемым играм и заданиям. Задумаемся: каков алгоритм подготовки к занятию, который позволит грамотно сформулировать его задачи, отобрать содержание и средства для эффективного обучения, заинтересовать воспитанников предстоящей деятельностью?

Вот несколько простых шагов, которые помогут педагогическому работнику подготовиться к занятию осознанно.

Шаг первый: формулировка программных задач.

Грамотно сформулировать задачи занятия поможет учебная программа дошкольного образования, в которой определены цели и задачи изучения образовательных областей и их содержание. Проектируя занятие, педагогический работник самостоятельно отбирает и формулирует программные задачи. Четкость и конкретность их формулировки определяет содержание и направленность его деятельности и, следовательно, обеспечивает её результативность. В современной дидактике выделяют ряд требований к формулировке программных задач:

Ориентированность на ребенка – задача должна быть направленна на формирование, развитие определенных представлений, умений, психических процессов и их свойств (памяти, мышления, внимания, воображения, речи и т.д.), способностей детей в различных видах деятельности, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. Такие формулировки задач, как «познакомить с…», «показать …», «научить…», «рассказать о…», «создать условия для…», «дать представления, умения…», сосредоточивают педагогического работника на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения и развития воспитанников. Ответ на вопрос «Для чего показывать, рассказывать, объяснять и т.д.?»составляет правильную формулировку задачи занятия;

Конкретность – формулировка задачи должна четко отражать определенное содержание представлений, умений, развитие психических процессов, способностей, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. В учебной программе дошкольного образования задачи изучения образовательных областей выступают для педагогических работников обобщенными ориентирами и требуют конкретизации для отдельного занятия, т.е. определения того, что именно предполагается формировать, развивать и воспитывать у детей. Например, несколько занятий могут быть направлены на формирование у воспитанников представлений о животных: на одном занятии будут формироваться представления о видовых признаках птиц и рыб, на другом – об их дифференцированных потребностях в свете, влаге, тепле, пище, жилище;

Диагностичность – предполагает точность формулировки задачи, которая гарантирует возможность увидеть образовательный результат занятия и исключает ошибку в распознавании его достижения;

Достижимость – задача должна быть направлена на заведомо осуществимые образовательные результаты и быть реально выполнима на занятии. Если педагогический работник поставит задачу «формировать элементарные математические представления», предполагается, что он будет формировать их все (количественные, пространственные, временные и др.) на одном занятии. Задумаемся: возможно ли это? Программные задачи занятия носят триединый характер и состоят из взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов: обучающего, развивающего, воспитательного.

Обучающий компонент программных задач направлен на формирование у воспитанников представлений об объектах и явлениях окружающего мира, умений, действий, способов деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования.

Развивающий компонент программных задач предполагает направленность содержания занятия на развитие психических процессов и их свойств, а также сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и личностной сфер воспитанников.

Воспитательный компонент программных задач занятия направлен на воспитание ценностных ориентаций, чувств, отношений (к себе, другим людям, объектам окружающего мира или событиям, поступкам), качеств, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к окружающему миру.

Шаг второй: отбор содержания занятия.

После того как программные задачи определены, необходимо перейти к отбору содержания занятия, основными элементами которого являются: представления детей о предметах, природе, человеке, обществе; опыт в различных видах деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений. Содержание занятия должно соответствовать учебной программе дошкольного образования, теме занятия, программным задачам. Обязательной составляющей каждого занятия является элемент новизны. Как отмечала основатель дошкольной дидактики А.П. Усова, «каждое занятие есть звено в переходе детей от незнания к знанию, от неумения к умению». Новизна может быть представлена содержанием ( новой информацией), дидактическим материалом, способом выполнения задачи, новой ситуацией взаимодействия со сверстниками и др.

Педагогические работники нередко испытывают затруднения при выделении главного, существенного в познавательном материале, убеждены, что отбор содержания занятия уже проведен за них составителями учебной программы дошкольного образования и учебно-методических пособий. Такие убеждения ошибочны. А.П. Усова подчеркивала: «В программе детского сада дается только самое общее, а воспитатель должен сам разрабатывать содержание занятий, наблюдений, рассказов». У детей имеются различные интересы, социальное окружение, жизненный опыт и др. Это определяет необходимость гибкости при выборе педагогическим работником содержания занятия в процессе работы с конкретными воспитанниками с учетом региональных и культурных условий, специфики городской и сельской местности.

Отбор содержания занятия включает:

Поиск ответов на вопрос что рассказать детям на конкретном занятии в соответствии с программными задачами (выбор фактов, сведений, примеров, информации об объектах и явлениях окружающей действительности, способа деятельности);

Структурирование материала и выбор способов его речевого оформления – какими словами (с учетом возрастных возможностей восприятия познавательного материала, детского опыта).

Шаг третий: придумывание сюжета занятия

Сюжет (идею) занятия можно представить, как поле, на которое в воображаемом плане должны попасть дети, чтобы что-то узнать и чему-то научиться. Создание истории, т.е. сочинение событий и наделение их игровым и обучающим смыслом, определение игровых персонажей, составляет сущность сюжета занятия. Сюжет содержит общую цель (например, какую проблему нужно разгадать, какому герою и чем можно помочь, кого и каким образом защитить), которая направляет детей на решение игровых и дидактических задач в их единстве. Для этого важно продумать такую ситуацию, когда потребности игровых персонажей становится смыслом детской деятельности, вызывают готовность прийти им на помощь. Хороший сюжет занятия в первую очередь ориентирован на познавательные интересы и желания детей. Вместо того, чтобы дети выполняли задания по требованию педагогического работника («назвать», «описать», рассказать», «подобрать пару», «сосчитать», «нарисовать», «составить» и др.), сам сюжет занятия должен мотивировать их в том направлении, в котором осуществляется обучающее воздействие. В самом начале занятия должно произойти что-то побуждающее воспитанников к дальнейшей деятельности, чтобы они поняли, что и для чего будут делать, а также захотеть это делать (называть, описывать, рассказывать, подбирать пару, считать, рисовать, составлять и др.)

Российские ученые Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон предложили следующую схему создания игровой мотивации и пример ее реализации:

Описание затруднительного положения персонажа и активизация у детей желания ему помочь. Кукла Маша играла с ножницами, поранилась и расплакалась. После того, как дети успокоили куклу, выясняется,что Маша не знает ничего про опасные предметы. Педагогический работник обращается к детям: «Может, мы поможем кукле Маше узнать, с какими опасными предметами нельзя играть дома?»;

Постановка игровой задачи. На основе стремления детей помочь ккуле Маше ставится игровая задача: «Как мы сможем ей помочь?». Выслушиваются предложения детей, а затем педагогический работник предлагает сделать альбом с изображениями опасных предметов, с которыми нельзя играть, чтобы Маша всегда помнила правила безопасного поведения дома;

Постановка дидактической задачи. В соответствии с игровой задачей формулируется дидактическая задача – узнать что-то, научиться выполнять определенное действие. При этом важно, чтобы дидактическая задача подчинялась игровой и была с ней взаимосвязана. Педагогический работник обращается к детям: «Вы знаете, изображения каких предметов понадобится для альбома? Где в квартире находятся опасные предметы? Давайте отправимся в гости к Маше и найдем их!». Таким образом и начинается обучение.

Откуда возникают идеи занятия: Предлагаем рекомендации для составления интересного сюжета занятия.

Создайте ситуацию неудовлетворенности, опишите проблему или затруднительное положение персонажа, активизируйте у детей желание ему помочь (спасти, найти, узнать, угостить, удивить, научить, доставить радость, поздравить и др.). Следует учитывать возрастные особенности развития ролевой игры и принятия воспитанниками игровой позиции. Сюжеты занятий для детей первой и второй младших групп основаны на взаимодействии с воображаемым персонажем (игрушкой, предметом, сказочным героем), который обратился за помощью, содействием. Как отмечает белорусский педагог Е.А.Канойко, универсальной мотивацией для детей младшего дошкольного возраста является мотивирующая ситуация – «помоги игрушке». Суть ее в том, чтобы с просьбой о помощи к малышам приходят игрушки: они нуждаются в самых разных предметах, которые не могут сделать сами, но которые наверняка сделают умные и добрые дети. Игровые события включают в себя ситуации из личного опыта детей и соответствующих возрасту художественных произведений, связаны с воображаемым изменением окружающих предметов (испечь пирожки для бабушки», «построить» дома для медведя и медвежонка, помочь бабочкам найти свой цветочек и др.). На занятие к детям могут прийти: кукла Маша, Колобок, Курочка Ряба, Петушок, Зайчик, Мишка, Котик, Солнышко и Тучка и др. Воспитанникам интересно будет отправиться в гости к бабушке в деревню, на поляну, в лес, в сказку и др. Дети первой и второй младших групп ориентированы на разнообразные игровые действия с предметами, поэтому каждому ребенку важно получить свою игрушку, которой нужно помочь.

Сюжеты занятий для детей средней группы, как правило, основаны на принятии детьми конкретной роли и действиях в соответствии с ней, при этом роль эмоционально привлекательна, оказывает стимулирующее воздействие на выполнение определенной деятельности. У детей выражена мотивация общения – «помоги мне». В этой ситуации воспитанников увлекает возможность получить одобрение взрослого (игрового персонажа), а также интерес к совместной деятельности. Например, дети стали «поварами»- «готовят» разные блюда, «дизайнерами»- выполняют «заказ», «писателями» - сочиняют сказку, «архитекторами» - «конструируют» дом, «пассажирами» - «едут в транспорте» и др. На занятиях в средней группе воспитанникам также будет интересно помогать сказочным героям (различным животным, Красной Шапочке, Бременским музыкантам, Аленушке и ее братцу Иванушке, Незнайке и его друзьям и др.), выполнять их поручения и просьбы, объяснять им правила поведения.

Сюжеты занятий для детей старшей группы развиваются вокруг различных воображаемых событий, происходящих с самими детьми. Например, дети «едут» в Беловежскую пущу и помогают Деду Морозу собрать подарки для зверей, «отправляются» в Солнечный город и помогают Незнайке выбрать профессию, «переносятся» в Сказочное королевство и помогают Золушке выполнить все задания мачехи, навещают малышей в своем яслях-саду и помогают им украсить группу к Новому году. Мотивация личной заинтересованности – «научи меня», «создание предметов своими руками» - связана с развитием познавательных интересов, расширением сферы собственной компетентности. Игровые истории занятий могут определяться не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей, они включают в себя поисковую активность детей, моделирование и носят совместный творческий характер деятельности.

Выберите тип вашего сюжета. Выделяют линейный и нелинейный сюжеты. В линейном сюжете преобладают причинно-следственные связи между событиями, т.е. каждое игровое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего и, как правило, таких событий (игр, заданий, логических задач, загадок) встречается более двух. Например, на занятие к детям второй младшей группы приходит Зайчиха и просит покормить зайчат морковкой (1-е игровое задание). Дети выбирают из корзины муляжи овощей (карточки с их изображением) и раскладывают их возле игрушек-зайчат (2-е игровое задание). В средней и старшей группах игровой персонаж может предложить детям помочь ему найти ответы на вопросы в ходе последовательного выполнения взаимосвязанных заданий, сказочного путешествия (в лес, сказку, на волшебный остров и др.), квеста (по карте, плану). Такие линейные сюжеты могут иметь общую схему:

обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), узнать ответ на вопрос (загадку), вследствие чего дети идут его искать;

дети встречаются с «дарителем» (обладателем) нужного объекта, для получения которого проходят предварительные испытания (задания);

дети получают нужный объект и возвращаются в группу, отдают его игровому персонажу.

В нелинейных сюжетах игровые события на занятии разворачиваются непоследовательно, тема занятия раскрывается с помощью разных заданий. Такие сюжеты отличаются от линейных тем, что педагогический работник задает и исследует какую-либо одну проблемную ситуацию (общую тему), и все события в сюжете как бы стягиваются в одну точку. Например, в младшей группе на занятии по теме «Птицы» дети сначала узнают по голосу птиц, которые пришли к ним на занятие (игра «Чей голос?»), затем сравнивают по размеру их гнезда ( упражнение «Яйца в гнездах»), складывают из двух частей целое изображение на карточке ( игра «Сложи яйцо»). В средней группе на занятии по теме «Посуда» дети становятся «поварятами», рассматривают карточки с изображением предметов посуды и обобщают их одним словом – посуда (игра «Чудесный мешочек»), затем рассказывают о возможных действиях с предметами посуды (упражнение «Что для чего?»), определяют, какой предмет посуды пропал (игра «Чего не хватает?»), а затем сортируют посуду по размеру (складывают стаканчики один в один, строят сериационный ряд из тарелок). В старшей группе на занятии по теме «Город квадратов» дети могут помочь игровому персонажу Квадратику найти друзей (предметы, по форме похожие на квадрат), определить, где живет семья Квадратов (на их дому – цифра 4), «расселить жильцов» (квадраты разного цвета, размера)по «квартирам» на разные этажи; измерить ширину улиц с помощью условной мерки квадратной формы.

Таким образом, при разработке сюжета занятия в разных возрастных группах педагогическому работнику следует опираться на возрастные интересы детей дошкольного возраста и «специфически детские» (понятие А.В. Запорожца) виды деятельности: учитывать, что в младшем дошкольном возрасте действия с игрушкой определяют мотивацию детей, в среднем дошкольном возрасте – роль, а в старшем дошкольном возрасте – игровое событие, познавательный интерес.

Шаг четвертый: подбор методов, приемов, средств обучения.

Методы и приемы обучения – это не только конкретные инструменты, которые необходимы для решения программных задач занятия, но и «волшебные ключи», открывающие перед педагогическим работником «двери неограниченных возможностей» в обучении воспитанников.

Метод обучения – это способ взаимодействия педагогического работника с воспитанниками, направленный на реализацию задач обучения.

Прием обучения представляет собой конкретные действия педагогического работника и детей, которые ведут к достижению ближайших задач и обусловлены методом обучения.

В дошкольной дидактике методы и приемы обучения традиционно классифицируют по характеру способов деятельности детей в процессе обучения:

игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и др.) и приемы (сюрпризный момент, выполнение игровых действий, создание игровых действий, создание игровой ситуации, загадки, элементы соревнования и др.)

наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, предметов, игрушек, опытов, презентаций, видеофильмов и др.) и приемов (показ способа действий, показ картин, предметов, игрушек и др.)

словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений художественной литературы и др.) и приемы (объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка, вопросы и др.)

практические методы (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование)

Для реализации воспитательных задач на занятии педагогическим работником во взаимодействии с детьми используются различные методы воспитания:

метод организации опыта поведения и деятельности: приучение, упражнение в положительном поведении и поступках; воспитывающие (воспитательные) ситуации; игровые методы воспитания;

метод осознания детьми опыта поведения и деятельности: рассказ педагогического работника на моральную тему; разъяснение нравственных норм и требований; этическая беседа; чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов; пример как метод воспитания;

методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности: поощрение, порицание.

Выбор методов обучения и воспитания на занятии зависит от программных задач и содержания предстоящего занятия, его сюжета, средств обучения, личности педагогического работника и его способностей. В образовательном процессе учреждения дошкольного образования необходимо гармонично сочетать методы и приемы, использовать их системно и в единстве.

Средства обучения дополняют методы и приемы обучения. Если методы обучения отвечают на вопрос «как обучать?», то средства обучения дают ответы на вопросы «чем обучать?» и «с помощью чего обучать?» и помогают педагогическому работнику обучать, а ребенку – познавать и осваивать окружающий мир.

В настоящее время существует множество пособий, игрушек, дидактических материалов для обучения детей дошкольного возраста. Остановимся на требованиях к наглядному материалу и его применению на занятии:

используемая наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

при выборе и использовании наглядных средств обучения педагогическому работнику необходимо ориентироваться на Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы к наглядным пособиям для детей дошкольного возраста;

демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е. в хорошо освещенном месте, на контрастном фоне, на уровне глаз детей и достаточном для их зрительного восприятия расстоянии);

для обследования наглядности (зрительного, зрительно-осязательного) детям должно предоставлять достаточное время;

воспитанникам необходимо предоставить возможность приблизится к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

Надеемся, предложенный алгоритм станет для педагогических работников эффективным инструментом, позволяющим успешно решать профессиональные задачи в реализации задач учебной программы дошкольного образования. Его использование в процессе подготовки к занятиям с воспитанниками избавит от трудностей и поможет получить удовольствие от творческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер , 2013.

Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько (и др.); под. ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: Белый Ветер, 2016.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред проф образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия , 2012

Основы методик дошкольного образования : учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович ( и др.). – Минск : Новое знание : ИНФРА-М, 2016

Панько Е.А. Детство как самоценность / Е. А. Панько. – Минск.: МОИРО, 2009

Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2012.

Как подготовить занятие с воспитанниками: четыре шага к успеху// Пралеска, № 9, 2019, С. 7

свернуть

Методические аспекты анализа (самоанализа) занятия

Алеся ЕЛУПАХИНА,

исследователь в области психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования,

Ирина КАЛАЦЕЙ, магистр педагогических наук,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования,

Минский областной институт развития образования

Методические аспекты анализа (самоанализа) занятия

Повышение качества дошкольного образования является актуальной проблемой для педагогической науки и практики. Во многом это обусловлено переосмыслением роли и задач образования в период дошкольного детства. Современные научные исследования показывают, что полноценное развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза в существенной степени обуславливает его достижения в будущем и имеет решающее значение для психологического благополучия и жизненного успеха.

Необходимым условием для целостного и гармоничного развития воспитанника в учреждении дошкольного образования является профессиональная компетентность педагогического работника и её составляющие (дидактическая, личностная, коммуникативная и др.). Способность педагогического работника обеспечивать качество образовательного процесса воспитанниками определяет дидактическая компетентность. Она включает в себя умения: ставить цели обучения и воспитания, отбирать содержание, выбирать оптимальные методы, формы и средства решения образовательных задач с учётом закономерностей, особенностей развития и интересов детей, наблюдать за воспитанниками, видеть причинно-следственные связи между собственными действиями и поведением и эмоциями детей, анализировать и давать оценку полученным результатам, осознавать профессиональные затруднения.

Всё это требует осознанности, гибкости, рефлексивности в проектировании образовательного процесса. Именно рефлексивная позиция позволяет педагогическому работнику абстрагироваться от собственного опыта, осмыслить его (зачем я это делаю?) и сопоставить с существующими нормативными и психолого-педагогическими требованиями (правильно ли я это делаю?). Как показывают результаты методической работы, воспитатели дошкольного образования испытывают затруднения в рефлексивном анализе (самоанализе) своих действий, реагируют на собственную практику скорее эмоционально, обобщённо, подробно не анализируя и не осмысливая свой опыт.

В научно-методической литературе в качестве эффективного способа развития рефлексивных умений педагогических работников предлагается анализ образовательных ситуаций (в реальном времени или по видеозаписи) как собственно педагогической практики, так и практики коллег. Поскольку занятие является одной из основных форм организации образовательного процесса, то актуализируется необходимость методической поддержки и грамотного руководства практикой проведения его анализа (самоанализа). В этом контексте возрастает важность участии заместителя заведующего по основной деятельности, которому одновременно необходимо поддержать педагогического работника, помочь ему обнаружить затруднения в проведении занятий и совместно с ними найти способы их преодоления при проектировании нового педагогического действия. Для успешной реализации практики анализа (самоанализа) специально организованной деятельности (занятия) необходим эффективный методический инструмент, последовательно акцентирующий внимание на ряде критериев и показателей.

        Предварительным этапом анализа самоанализа занятия является определение его основных характеристик:

- вид (по содержанию, дидактическим задачам, в форме организации);

- образовательная область (области);

-  тема;

- возрастная группа.

                                             Критерий 1.

                                    Подготовка к занятию

        Показатели:

        - разработка плана-конспекта и/или наличия источника планирования;

        - соответствие демонстрационного и раздаточного материала психолого-педагогическим требованиям;

        - соблюдение санитарного - гигиенических нормативов.

                                 Пример анализа (самоанализа).

         Подготовка к занятию включала в себя подбор демонстрационного и раздаточного материала. Дидактический материал по размеру и содержанию соответствовал возрасту детей.  Оборудование и материалы были размещены рационально с учетом пространственной организации помещения групповой.  На занятии соблюдены санитарно-гигиенические требования (проведены проветривание и влажная уборка помещения, мебель соответствует возрасту воспитанников).

                                              Критерий 2

                                  Программные задачи занятия

       Показатели:

       - соответствие учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников, виду занятия;

       - единство обучающих, развивающих и воспитательных задач занятия;    

       - конкретность, диагностичность и достижимость поставленных задач.

        При анализе (самоанализе) программных задач необходимо их перечислить, а затем сделать выводы: соответствуют ли они учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников, в виду занятия (доминантное,  комплексное,  интегрированное); обеспечивается ли единство обучающих,  развивающих и воспитательных задач занятия; являются ли поставленные задачи конкретными, диагностичными и достижимыми на данном занятии.

        Следует учитывать:

        - конкретность формулировок предполагает чётко определённое содержание представлений, умений (обучающий компонент), развитие психических процессов (развивающий компонент), воспитание нравственных качеств и чувств (воспитательный компонент);

        - диагностичность программных задач гарантирует возможность увидеть образовательный результат занятия и исключает ошибку определения его достижения;

        - достижимость программных задач определяет возможность их реализации на занятии.

                                               Критерий 3

                                       Содержание занятия

       Показатели:

       - связь с жизнедеятельностью детей, привлечение личного опыта воспитанников;

       - доступность, достоверность, мотивированность;

       - оптимальность объёма для данной возрастной группы;

       - соответствие теме, программным задачам, виду (доминантное, комплексное,  интегрированное и др.).

       Анализ содержания занятия предполагает ориентировку не на отдельные требования к его отдбору, а на их систему.

       Педагогическому работнику необходимо оценить новизну, доступность, достоверность, познавательную ценность и возможность применения в самостоятельной деятельности тех представлений и умений, которые осваивают воспитанники.

       Следует продумать, учитывались ли при отборе содержания интересы детей, их личный опыт, имело ли содержание занятия развивающую и воспитательную направленность, было ли оно мотивированным для воспитанников.

       Немаловажно проанализировать, как воспитанники осваивали содержание: пассивно или в ходе активной самостоятельной деятельности.

                            Пример анализа (самоанализа).

       Содержание занятия соответствовало возрастным особенностям детей и предъявляемым требованиям, было мотивированным, носило научный характер,  отличалось насыщенностью новой информацией, имело эмоционально-ценностный характер, стимулировало познавательную активность и любознательность воспитанников, осваивалось ими в практической деятельности.  Единая сюжетная линия с использованием карты позволила полностью реализовать содержание занятия.

                                            Критерий 4

                                       Структура занятия

         Показатели:

          - соблюдение требований структуры занятия (начало, ход, окончание);

          - соответствие начала, хода и окончания занятия целевому назначению;

          - рациональное использование времени на каждом этапе занятия. 

        Анализ (самоанализ) структуры занятия предполагает отдельную оценку каждой его части. Прежде всего, следует задуматься: способствовало ли начала занятия пробуждению у детей интереса к предстоящей деятельности, какую мотивацию использовал педагогический работник («надо», «могу» или «хочу»). Важно оценить способ раскрытия воспитанниками познавательной задачи (поставлено взрослым, открыта детьми самостоятельно или вместе со взрослым), отметить, установлена ли связь с личным опытом воспитанников.

Это позволит сделать вывод о создании обстановки эмоционального комфорта и обеспечении мотивации к дальнейшей деятельности детей.

Пример анализа (самоанализа).

Внезапное появление игрушки курочки Рябы в начале занятия заинтересовала детей и создало понятную проблему, они включились в игровую воображаемую ситуацию и поставили детскую цель предстоящей деятельности – помочь курочки Рябе найти цыплят. Игровой прием «Чей голос?» позволит проводить занятия во взаимосвязи с личным опытом детей, выяснить, какие у них сформированы представления о домашних птицах.

Оценивая ход занятия, необходимо выделить способы решения поставленных программных задач (обучающих, развивающих, воспитательных). При этом целесообразно приводить конкретные примеры игр, упражнений, бесед, рассказов и другое.

Пример анализа (самоанализа).

В ходе рассматривания и беседы по серии картин «Случай в лесу» решали задачи развития речевых умений (сочинять сюжетный рассказ, встроить его в соответствии с логикой и структуры повествования, понимать и правильно объяснять значение слов (подкрался, подбежал, сытый, голодный)), обращалось внимание на соблюдение правил ведения диалога) внимательно слушать собеседника, аргументированно отвечать на вопросы). Выбор коллективного способа составления рассказа позволил задействовать всех воспитанников и стимулировать их речевую активность. для содержательной палаты рассказа, отражения его структуры, использовались наводящие вопросы проговаривание детьми предложение.

Следует проанализировать каким образом обеспечивалась здоровье сберегающие условия (смена видов деятельности воспитанников, оптимальное чередование статических и динамических игр, контроль осанки при выполнении задания за столами, соблюдение допустимой зрительной нагрузки). Целесообразно обратить внимание не на формальное наличие физкультминуток, двигательных игровых пауз, а ссистемно на оценить их организацию с точки зрения предупреждение утомляемости воспитанников.

Важно проследить за использованием в ходе занятия индивидуального (учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника) и дифференцированного (использования различного содержания, способов познавательной и практической деятельности) подходов, оценить их целесообразность, эффективность и привести примеры реализации в ходе занятия.

Оценивает ход работы, следует определить разнообразие форм организации познавательной деятельности воспитанников (какие использовались и преобладали) и отметить их эффективность для решения поставленных задач.

Анализ (самоанализ) окончание занятия предполагает оценку завершения его сюжетной линии, способов оценки результативности с учетом поставленных задач, получения обратной связи от детей, установление преемственности и последующими видами деятельности, создание мотивации для дальнейшего познания.

Пример анализа (самоанализа).

Окончание занятия предусматривала завершение сюжетной линии и достижения цели, поставленной детьми «задание и карте успешно выполнены все сказочные герои вернулись в Книгу сказок». С другой стороны, окончание занятия и проведена беседа позволили оценить его результативность. Логичным завершением занятия и мотивом к дальнейшей деятельности воспитанников стало предложение сочинять новые истории для Книги – сказок.

Критерии 5

Методы и приёмы организации образовательного процесса

Показатели:

– эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов (игровых, словесных, наглядных, практических), их соответствие возрасту воспитанников;

– эффективность использования приемов активизации познавательной деятельности воспитанников;

– целесообразность использования электронных образовательных ресурсов, техническим средств обучения.

При анализе (самоанализе) методов и приемов, используемых на занятии необходимо их перечислить по группам, определить, какие преобладали, оценить соответствие возрасту и эффективность для решения поставленных программных задач. Наряду с этим важно отметить, какие приемы стимулирования познавательной активности, привлечения внимания детей и поддержания их интереса применялись в ходе занятия: открытые вопросы (предполагают развёрнутый и разные ответы), закрытые вопросы (предполагают однозначный ответ), игровые и проблемные ситуации.

Очевидно, открытые вопросы обладает значительно большим развивающим потенциалом, так как они побуждают воспитанников рассуждать, сравнивать, анализировать, оценивать, аргументировать свою точку зрения. Немаловажно дополнить анализ (самоанализ) занятия конкретными примерами вопросов к детям. 

Пример анализа (самоанализа).

На занятии рационально использовались игровые, практические, наглядные, словесные методы и приемы обучения, которые взаимно дополняли друг друга. Преобладающими были игровые и практические методы, что отвечают возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.

На протяжении всего занятия использовались игровые приемы, направленные на привлечение внимания детей и поддержание их интересам: внезапное появление игрушки мишки, создание игровой воображаемой ситуации (перевоплощение в поварят целью выпечки пирожков), выполнение детьми игровых действий воображаемом плане (замешивании теста для пирожков).

Преобладающими на данном занятии были практические методы: упражнения и перцептивная деятельность (обследование тесто для лепки пирожков и сам процесс лепки). Это является оптимальным и методически оправданным на занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (образовательный компонент «Лепка»), а также соответствует возрасту воспитанников.

Основными наглядными методами на данном занятии были демонстрация и рассматривание, также использование приемов показа образца и способов действий.

Словесные методы и приемы использовались в сочетании с игровыми, практическими и наглядными. Для стимулирования познавательной активности использовались разные типы вопросов: проблемные (Почему Мишка плачет? Как помочь Мишке?), наводящие (Кем мы были, когда пекли пирожки? С чем будет твой пирожок?). В процессе работы применялись приемы: уточнение (Правильно, варенье из малины – малиновое), пояснение (В тесто нужно добавить муку и яйца).

Критерий 6

Деятельность педагогического работника

Показатели:

– реализации личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с воспитанниками;

– грамотность и культура речи;

– организация детского коллектива;

– гибкость и учета реальной ситуации при проведении занятия.

Анализ (самоанализ) реализации личностно-ориентированного подхода на занятии предполагает оценку учета интересов, потребностей и личного опыта детей, создания условий для свободного выбора вида, способа деятельности, материалов, собеседника обеспечения педагогической поддержки и создания ситуации успеха для каждого ребенка. 

Пример анализа (самоанализа)

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалось в обращение к каждому ребенку по имени, создание ситуации успеха (если ты педагогический работник видел, что задание сложно, то помогал наводящим вопросам хвалил) в выборе партнера по игре «Найди отличия» поощрение и высокой оценки воспитанников в той или иной части занятия, выслушивании и поощрение детских высказываний (Какая у Саши интересная идея! Послушайте, что сказала Даша. Кто думает иначе? Объясни, почему ты так думаешь. Давайте подумаем вместе, как нам поступить).

Характеризуя речь педагогического работника, необходимо обратить внимание на её грамотность, точность, логичность и выразительность, оценить соответствие используемых речевых средств возрасту воспитанников (отсутствие сложных или намеренно упрощенных слов, насыщение грамматическими конструкциями и оборотами, неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами), отметить, насколько целесообразно и эффективно им используются паузы, проблемные вопросы, интонация и сила голоса, невербальные средства общения для поддержания интереса, стимулирования речевой и познавательной активности воспитанников.

Следует оценить следующие умения педагогического работника: видеть детскую группу, быстро ориентироваться в обстановке, грамотно регулировать поведение воспитанников, вносить необходимые изменения в ход занятия с учетом реальной ситуации и обратной связи (менять форму организации, вид деятельности в зависимости от степени утомляемости детей).

Критерий 7

Деятельность воспитанников

Показатели:

– мотивированность и вовлеченность в образовательный процесс;

– познавательная активность;

– самостоятельность высказываний, действий, творчества;

– отсутствие признаков утомляемости и стресса.

Качественная оценка деятельности воспитанников на занятии предполагает описание их эмоционального состояния (интерес, увлеченность, удивление, радость и другое), поведение (слушают педагогического работника и выполняет его задание, играют, помогают друг другу и другое), речевой активности и инициативы в познании (задают вопросы, высказывать своё мнение и предположение, делятся личным опытом, оцениваются результаты своей деятельности и другое). Также необходимо оценить, сохраняется ли интерес и внимание детей на протяжении всего занятия. Важно привести примеры проявления самостоятельности воспитанников в выборе содержания, способов деятельности, материалов, партнёра.

Заключительным этап анализа (самоанализа) занятия является обобщенная оценка педагогическим работником его эффективности и результативности. Для этого можно использовать следующие вопросы:

– Что удалось (не удалось) в решении поставленных задач?

– Чтобы вы изменили в проведенном занятии (в том числе по итогам анализа (самоанализа))?

Таким образом, предположение критерии и показатели оценки специально организованной деятельности воспитанников являются многофункциональными и могут вариативно использоваться заместителем заведующего по основной деятельности при проведении коллективных просмотров, самоконтроля (контроля), а также педагогическими работниками для ежедневного самоанализа занятия с воспитанниками. Обобщая вышесказанное, важно подчеркнуть, что анализ (самоанализ) проведенного занятия – это не только поиск успешных решений, выявлении недостатков, но, прежде всего, опыт рефлексивной деятельности, возможность посмотреть на себя с позиции другого, увидеть перспективы профессионального развития, осмыслить свои затруднения, а значит скорректировать их в будущем.

                                Опубликована в журнале «Пралеска» №2 2021 ст.5-9 

Литература:

  1. Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 15 августа 2019 года № 137 // национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, – Режим доступа : https: //pravo.by / upload/docs/op/W21934600p_1569358800.pdf. – Дата доступа: 09.10.2020.
  2. Соценко, Т. Анализ качества условий благополучного развития ребенка в образовательной сфере учреждения дошкольного образования // Т.Соценко, А.Елупахина, Ж. Багданович // Пралеска: дашкольная адукацыя: штомесячны наукова-метадычны ілюстраваны часопіс – 2020. – № 1. – с. 9-14.
  3. Соценко T.M. Дошкольная дидактика. Секреты проведения игр и занятий / Т.М.Соценко, А.В.Елупахина. – Минск: Аверсэв, 2019. – 127с.
свернуть

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в группах раннего и дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования

Педагогические требования к планированию образовательного процесса 1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса.    2. Сочетание методов педагогического взаимодействия с организацией разных видов детской деятельности воспитанников.    3. Соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.    4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность.   5.Соответствие оптимальной учебной нагрузки на детей нормативным правовым актам в сфере образования Республики Беларусь.  6.Учет медико-психолого-педагогических требований к последовательности, длительности форм образовательного процесса.

  ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Перспективное планирование -планирование на длительный период: год, полугодие, месяц

Календарное планирование -планирование специально организованной деятельности, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели

Перспективно-календарное планирование –часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца

К выбору оптимальной и удобной формы планирования следует подходить с учетом профессионального уровня и индивидуального стиля деятельности педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в одной группе.

Форма плана образовательного процесса обсуждается коллегиально и утверждается на педагогическом совете.

СТРУКТУРА ПЛАНА:

  1. Задачи деятельности учреждения дошкольного образования на учебный год.
  2. Научно­-методическое обеспечение (перечень учебных изданий).
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников).
  4. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-­психологом, учителем-­дефектологом).
  5. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий УДО).
  6. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).
  7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие),
  8. Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: предметная (в группах раннего возраста), познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая).

Перспективный  план:  содержание разделов планируются на год, полугодие, месяц

  1. Годовыезадачиучреждениядошкольногообразования 
  2. Научно-методическоеобеспечение 
  3. Списокдетейпоподгруппам.
  4. Взаимодействие с семьей
  5. Индивидуальнаяработа с детьми
  6. Закаливание 
  7. Двигательнаяактивность

Календарный план:

содержание разделов планируются на каждый день недели месяца

8.Специально организованная деятельность

9.Нерегламентированная деятельность воспитанников

СТРУКТУРА ПЛАНА

1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год

2.Научно-методическое обеспечение

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

1.Формы работы с родителями: - коллективные* - индивидуальные* - наглядно-информационные -информационно-коммуникационные 2. Содержание работы 3. Дата проведения 4. Ответственный 5. Отметка о выполнении

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С  ДЕТЬМИ*   1. Первая  неделя (вторая, третья, четвертая)  2. Содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования 3.Фамилия, имя ребенка 4. Учет работы *(коррекционную работу с детьми осуществляют: педагог-психолог, учитель-дефектолог) Закаливание Вид, задачи.  Планирование задач на квартал и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Двигательная деятельность:  организованная:

  • утренняя гимнастика на (1-2 и 3-4 недели, 2 и 4 недели - с усложнением и дополнением); физкультурная пауза; физкультминутки;
  • подвижные игрыи физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках;

Активный отдых:

  • физкультурный досуг, физкультурный праздник, деньздоровья.

 самостоятельная двигательная деятельность (создание условий)

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  (игры, занятия) Тема недели; образовательная область и вид занятия  (*** «Изобразительное искусство»: рисование);

тема занятия; программные задачи(Обучать, развивать. воспитывать); источники планирования; методические приемы; * дополнения

* (включаются задачи образовательных технологий или современных методик,  используемых  воспитателем в образовательном процессе)  !!!УЧЕТ РАБОТЫ Учет работы не должен носить формальный характер, осуществляется на основе повседневного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми на следующую неделю месяца. Форма фиксации может быть разной (геометрическое и цветовое обозначение), простая, понятная  и доступная. ОБЩЕНИЕ (дошкольный возраст) Разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами Беседа-разговор (с детьми 1-3 лет) Беседы с детьми: с малышами — на темы ближайшего окружения, со старшими детьми —  на общественную, природоведческую тематику Беседы о прочитанном произведении Беседы на морально-этические темы Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику Тренинги Обсуждение проблемных ситуаций Упражнения вербального и невербального общения и др. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (дошкольныйвозраст)

  • Дидактические
  • Пальчиковые
  • Сюжетные 
  • Настольно-печатные 
  • Словесные 
  • Хороводные 
  • Подвижные 
  • Компьютерные 
  • Интеллектуальные 
  • Народные 
  • Игры со строительным материалом и др.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;
  • Обследованиепредметов и пространства; 
  • Моделирование; 
  • Простейшее экспериментирование (опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы);
  • Предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками) и др.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:  восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм); исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);  инсценирование с помощью игрушек; подготовка спектаклей и др.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.Изобразительная деятельность: ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства; изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей; изобразительная деятельность:

  • рисование;
  •      лепка;
  •      аппликация;
  •      конструирование;
  •      дизайн

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.Музыкальная деятельность:

  • игранамузыкальныхинструментах; 
  • слушаниемузыки; 
  • исполнение песен и танцевальных движений концерты,
  • музыкальныеразвлечения; 
  • подготовка к праздникам.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Самообслуживание 
  • Хозяйственно-бытовойтруд 
  • Труд в природе
  • Ручнойтруд (дошкольныйвозраст)
свернуть
поделиться в: