Советы психолога

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕДОФИЛОВ (СЛЕНГ, СИМВОЛИКА, СРЕДА ОСОБОЙ АКТИВНОСТИ)

В данной статье раскрываются особенности идентификации и определения косвенных признаков, присущих преступникам-педофилам. Анализируются современные тенденции, характерные для личности педофила (речевые фразеологизмы, графические предпочтения, поведенческие особенности). Определяются зоны особой активности лиц, имеющих склонность к совершению сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Рассматриваются некоторые аспекты международного опыта по выявлению преступников-педофилов в сфере повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов (на примере Великобритании). Разработаны практические рекомендации для родителей, социальных работников, психологов, медицинских работников, сотрудников, кадровых аппаратов общеобразовательных, оздоровительных детских учреждений с целью повышения уровня безопасности несовершеннолетних в среде их наибольшей активности.

Предлагаются меры противодействия исследуемому виду преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, основанные на выявлении отличительных особенностей педофилов в социуме, необходимые для всех уровней субъектов, непосредственно занимающихся проблемами обеспечения безопасности несовершеннолетних от посягательств насильственно-сексуального характера.

  

Каждый индивид с момента рождения обладает индивидуально-обособленными признаками биологически обусловленного характера. По мере взросления человек приобретает новые отличительные особенности, склонности, вырабатывает иные манеры поведения. Названные процессы зависят от среды, в которой ребенок растет, взрослеет, вступает в самостоятельную жизнь.

По мере формирования личности у определенной части индивидов в силу ряда причин и условий (среды жизнедеятельности) проявляется отклоняющее поведение, противоречащее нормам морали и законодательства. Так личность становится преступным элементом с присущими ей отличительными особенностями. Последние в зависимости от вида и характера преступной деятельности, в свою очередь, имеют особые присущие только определенному виду преступной деятельности признаки. Совокупность именно этих признаков позволяет идентифицировать субъектов или группу субъектов в особую группу (касту, сообщество, секту, криминальную прослойку и др.).

Идентификация – установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков. Идентификация в информационных системах – присвоение субъектам и объектам идентификатора или сравнение идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов, например, идентификация по штрихкоду. Личная идентификация (самоидентификация) в философии – ответ на вопрос об отношении личности к самому себе.

Идентификация различных индивидов и групп по особым признакам – важная составляющая в структуре постоянно изменяющегося общества для правоохранительных органов и иных заинтересованных субъектов обеспечения национальной безопасности в зависимости от политики государства, осуществляющего целенаправленную программу по противодействию тому или иному виду преступной деятельности. Именно идентификация позволяет конкретнее определиться с объектом профилактики, сберегая экономические и кадровые ресурсы, выбирая более целенаправленный вектор воздействия на преступные элементы, заранее определяя проблемные зоны наибольшей криминальной активности.

Так и в сфере педофилии как асоциального и деструктивного отклонения в обществе, определяемом международной классификацией как болезнь, идентификация и самоопределение особо значимы для педофилов и для их разоблачающих лиц.

В качестве подтверждения указанного выше можно привести пример особого значения косвенных признаков, вероятнее всего присущих педофилам, для правоохранительных органов, социальных работников и государственных служащих. Например, британские полицейские по американской программе проходят специальный обучающий курс по распознаванию педофила по ряду косвенных признаков (в частности, по одежде и татуировкам и др.). По программе обучения навыкам раннего распознавания потенциального растлителя детей обучаются полицейские графства Дарэм на северо-востоке Англии.

Вообще данная система была разработана в США при участии профессора Джо Салливана, консультанта британских полицейских, расследовавших похищение в Португалии четырехлетней М.Маккейн и убийство в Уэльсе пятилетней Э.Джоунс. Около 400 полицейских прошли обучение по программе «Вмешательство для защиты ребенка» (Intervene to Protect a Child, IPC). Для правоохранителя в работе здесь важно знать следующее: определенного типа татуировки, манера одеваться и книги – все то, что может служить достаточно четким индикатором человека, который имеет сексуальный интерес к детям. По словам начальника полиции Д.М.Бартона, обозначенная программа позволяет сотрудникам правоохранительных органов более умело разбираться в деталях поведения преступника. Так, полицейские Дарэма после прохождения обучения успешно пользуются полученными знаниями при обнаружении определенного «сигнального набора» у личности, находившейся в постоянном контакте с чужим ребенком. Обучаются по новой программе также учителя, пожарные и социальные работники.

По словам все того же автора программы, представленную методологию он выработал, проинтервьюировав несколько тысяч растлителей, и нацелил свою разработку на сотрудников, непосредственно работающих с населением и не задействованных в расследовании дел, связанных с детской сексуальной эксплуатацией. Согласно статистике, в США эта методика за последние три года помогла спасти от растления более 150 детей. Также Джо Салливан подчеркивает, что не намерен делиться результатами своих исследований с широкой публикой и предпочитает, чтобы они оставались исключительно для служебного пользования.

Педофилы живут среди нас, а мы ходим по улицам, живем в домах, общаемся и понятия не имеем, кто на самом деле эти люди. С учетом степени латентности преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, по самым скромным оценкам криминологов, уровень скрытности и фальсификации окружающей действительности индивидов, совершивших или склонных совершать преступления сексуальной направленности в отношении детей, достаточно высок. Таким образом, необходима проработка группы признаков, которые с наибольшей степенью вероятности помогут как обычному гражданину, так и субъектам, занимающимися противодействием рассматриваемому виду преступности, осуществить меры предупреждения и профилактики.

Вообще выделить в обособленную группу, т.е. идентифицировать по «сигнальному набору» (наиболее ярко выраженные признаки) лиц, склонных к педофилии, возможно по ряду параметров: сленгу, символике, среде особой активности, характерному поведению.

Сами педофилы делят себя на две основные группы «по интересам»: герлаверы – любители девочек, это одинокие люди, 40–50 лет, обычно тучного телосложения, очень закомплексованные, создающие фиктивные имейлы, приходящие в чаты с целью найти себе подобных и обсудить похождения, которыми они выделяются среди себе равных (обозначаются в чатах, форумах, интернет-группах, сообществах символами GL); бойлаверы – ориентированы на мальчиков, средний возраст 30 лет, свои действия преступлением не считают, хотя психически здоровы (используют самоидентификационный значок BL). На их сайтах публикуются обнаженные фото подростков и муссируется тема Древнего Рима (где извращенцам было так хорошо жить).

В виртуальной среде для наибольшей активности педофилы используют в межличностном общении псевдонимы «папочка», «папаша», «дочкин папа», «взрослый», «воспитатель». При этом следует отметить, что в межличностной среде слово «педофил» является оскорбительным.

Потерпевших от своих преступных действий они называют «зайцами» и «конями». «Зайцами» или «заями» педофилы называют мальчиков в возрасте до 14 лет, с которыми вступают в «добровольный» сексуальный акт. Это обозначение исключительно славянское, в европейских странах оно не используется.

Деление по возрастным критериям (16 лет и старше) у педофилов условно. Многие разоблаченные педофилы утверждали, что для них имеет значение факт появления месячных у девочки. Если таковой имел место, то девочка рассматривается ими как женщина, если нет – то как «разновидность мальчика». На сленге педофилов такие девочки называются «двужопые». Многие преступники рассматриваемой категории интересуются только детьми препубертатного возраста (до начала полового созревания), и этот факт является принципиальным отличием от иных сексуальных лиц, склонных совершать противоправные общественно опасные деяния.

Символика играет особую роль в жизни каждой личности, а стремление выделиться среди себе равных на психосоматическом уровне есть у всех культур мира. Не является исключением и деструктивная для общества «культура» педофилов. Символика педофилов всего мира абсолютно идентична. Так, если речь идет о мальчиках, то на любом интернет-ресурсе данной тематики (чат, форум, группа в социальной сети, официальный сайт) присутствует знак – спиралевидный треугольник, обычно светло-серого, темно-синего или черного цвета. Также иногда встречаются подобные символы зеленого или золотистого цвета, а направлены спирали всегда по часовой стрелке. Этот символ может быть размещен по всему сайту либо присутствовать в шапке сайта (совмещенный с названием форума), быть частью какой-либо картинки с изображением детских рисунков или малолетнего мальчика. Разработка этого логотипа пришлась на 70-е гг. XX в. и является «творением» голландского художника Отто Ломюллера. В славянских странах логотип стали использовать в начале 90-х гг. По словам самого Отто, логотип символизирует начало пирамиды и спираль – познание, обращенное внутрь себя. Также существует и другое мнение: спиралевидный треугольник являет собой два совмещенных треугольника, внешний из которых обозначает педофила, внутренний – маленького мальчика. Символ при этом может несколько видоизменяться в зависимости от тематики форума, но всегда четко узнаваем. Еще педофилы всего мира изготавливают для себя ювелирные украшения, делают татуировки, имеют брелоки и прочую атрибутику, содержащие в том или ином контексте названный символ.

Если говорить о любителях девочек, то символом здесь считается маленькое сердце, окруженное большим сердцем, указывающим на связь между взрослым мужчиной или женщиной и маленькой девочкой. Еще есть логотип любителей детей в виде бабочки, указывающий на половые предпочтения.

К слову сказать, вышеприведенные символы присутствуют и отображены в несколько зашифрованном виде на логотипах некоторых всемирно известных мировых компаний, рассекреченных ФБР в 2007 г.

Говоря о татуировках у педофилов, подобные рисунки (символы), описанные выше, наносятся по собственному желанию, чаще всего в местах, скрытых от внешнего взгляда. Принудительное их нанесение чаще осуществляется в местах лишения свободы. Таких насильников «опускают» (делают пассивными гомосексуалистами), соответствующая татуировка им наносится на грудь и спину, но в принципе судьба всех обладателей таких татуировок одинакова.

Вариант татуировки, по которой осужденные определяют преступника-педофила, является «чушок-вампир». «Кочегар духовки» – еще недавно такая татуировка украшала ягодицы лиц, осужденных по статье за мужеложство. Например, в Австралии сокамерники принудительно наносят татуировку «слезы из глаз», клеймя насильника несовершеннолетних.

Среда «особой активности педофилов» ассоциируется с местами сбора наибольшего количества лиц, склонных к педофилии, с зонами наибольшей гиперреактивности обменом файлов с содержанием запрещенной информации, фото- и видеоматериалов с несовершеннолетними. Обычно такая среда особой активности формируется на основе признаков беспрепятственного объединения в группы, характеризуется широким спектром обмена информации, высоким уровнем безнаказанности, мощной конспирацией, оперативными возможностями удаления информации и последующего функционирования на иных нераспознанных правоохранительными органами площадках. Сюда относятся: интернет-сообщества педофилов, официальные сайты, чаты, форумы, группы в социальных сетях, скрытые интернет-сети.

В настоящее время проблема среды особой активности лиц педофилической направленности строится на основе двух ключевых явлений: функционирование интернет-сообщества педофилов и отсутствие юридической ответственности за интернет-груминг несовершеннолетних. Для подтверждения и закрепления признаков и характеристик исследуемых явлений, а также акцентирования на них внимания предлагаются следующие авторские определения понятий.

Интернет-сообщество педофилов – функционирующая в глобальной компьютерной сети Интернет группа индивидов, объединенных целью оправдать педофилию как общесоциальное естественное явление (признание педофилии сексуальной ориентацией) для каждого члена которой характерно отклоняющееся сексуальное влечение к несовершеннолетним; созданная для обмена материалами или предметами порнографического характера, тактикой и методами вербовки жертв, определения приемлемых мест для возможных сексуальных контактов с несовершеннолетними, разработки способов совершения и сокрытия своей противоправной деятельности, определения мер противодействия правоохранительным органам и выработки линии поведения в случае задержания.

Интернет-груминг – установление и поддержание доверительного контакта с лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, а равно навязчивые предложения о встрече с жертвой с целью совершения общественно опасных деяний или эксплуатации контакта для изготовления порнографических материалов или предметов порнографического содержания с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Довольно сложно в данном случае строить прогнозы на будущее в раскрытии и расследовании преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, качественной профилактике и противодействии, в контроле над запрещенными файлообменными системами, в изучении DarkNet – скрытой сети, соединения в которой устанавливаются только между доверенными пользователями, иногда именующимися как «друзья», с использованием нестандартных протоколов и портов.

Например, ФБР и другие правоохранительные органы используют торрент-трекеры для поиска файлов, связанных с детской порнографией. Затем они скачивают файлы, используя модифицированную версию торрент-клиента, которая загружает полные файлы из одного источника, и определяют IP-адрес компьютера, вовлеченного в распространение таких материалов.

Содержание и наполнение контента в вышеприведенных площадках для общения по интересам в Америке, Европе и восточнославянских странах абсолютно не различается.

Изначально у тематических форумов в пределах среды особой активности нет цели создания преступных группировок педофилов. Регистрация обычно происходит в одиночку с целью завязать знакомство и найти оправдание собственным действиям с равными себе. Затем на форумах появляется своя идеология, манифесты, иерархия, структура. В подобных неправомерных документах открыто заявляется о том, что дети сами вправе распоряжаться своей жизнью, половой свободой и делать осознанный выбор. И здесь однозначно можно утверждать, что именно на таких форумах появляются преступные группировки линейного и иерархического типа. Первые, объединяясь по предварительному сговору в количестве 2–8 человек, вместе совершают преступления (похищение с целью сексуальной эксплуатации, внедрение в качестве воспитателей в оздоровительные лагеря, совместные выезды в места наибольшей концентрации незащищенных несовершеннолетних, сельскую местность особой отдаленности, создание незаконных сект, кружков, групп в молодежной среде). Особую опасность такие группы представляют в случае наличия властного ресурса, функционирования в группе лиц, имеющих влиятельное должностное положение.

Например П.Ньюэлл, осужденный за изнасилование ребенка, консультант ЮНИСЕФ, был ключевой фигурой в создании международных стандартов в области «защиты детства». Или, например, доклад, озаглавленный «Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты», показывает, что начало движения за запрет телесных наказаний в семье восходит к деятельности легальной педофильской организации «Обмен информацией по педофилии» (Pedophile Information Exchange, PIE), существовавшей в Великобритании с 1974 по 1982 г., когда педофилия рассматривалась многими представителями английской общественности как один из аспектов прав гомосексуалистов.

Формирование и функционирование преступных группировок иерархического типа строится на основе создания закрытого интернет-ресурса, на котором собираются педофилы из различных социальных слоев общества. Путь попадания в подобные группы осуществляется либо по личному разрешению владельца ресурса, либо за денежные средства, либо по рекомендации не менее чем двух уже состоявшихся участников. Затем назначаются ответственные по территориальному принципу и только после личного общения с хозяином форума. Далее к владельцу ресурса поступают просьбы о сведении с проверенным человеком на закрепленном участке для получения информации об объектах возможной сексуальной эксплуатации и местах безнаказанного удовлетворения своих патологических влечений. Все это основано на принципе круговой поруки.

Например, в ходе проведенного мониторинга в числе прочих был выявлен интернет-форум «Звездный принц». По данным статистики сайта на нем было зарегистрировано более четырехсот аккаунтов. В основном это сами педофилы, а также приглашенные ими на этот сайт дети, объясняющие там, что сексуальные отношения с взрослыми – абсолютно нормальное явление. Все участники используют вместо личной фотографии изображения 8–11-летних детей. По данным запроса whois сам форум расположен на сервере компании ISPSYSTEM-MNT в Москве.

Важно еще подчеркнуть, что чаще всего жертвы педофилов в Сети сами записывают для них видео. К такому выводу пришли исследователи Internet Watch Foundation в рамках доклада, посвященного проблемам сексуального насилия онлайн. Данный факт еще раз подтверждает, что предупредительные меры должны исходить первоначально от родителей. Именно от контроля семьи за виртуальной жизнью детей зависит их безопасность.

Таким образом, идентификация преступников-педофилов по косвенным и присущим им ярко выраженным признакам необходима для реализации комплекса мер по обеспечению безопасности лицами, осуществляющими воспитательные и административно-управленческие функции в общеобразовательных, оздоровительных, детских культурно-развлекательных учреждениях, дошкольных детских учреждениях (зонах наибольшей активности детей, где у самих детей и у их родителей возникает так называемая иллюзия безопасности ввиду присутствия лица, которому временно вверено осуществлять воспитательные функции), и для качественной профилактики и предупреждения преступлений правоохранительными органами, индивидуальной профилактики на закрепленной административно-территориальной единице.

Так, детальный анализ косвенных признаков, раскрывающих в некоторой части возможность идентифицировать педофилов, показывает, что профилактика преступления является востребованной реалией современного интенсивно развивающегося общества. Быстро меняются нормы морали и традиции, мотивы поведения и формы реализации потребностей, нередко преступного характера. Достаточно часто в повседневной жизни люди почти не задумываются о личной безопасности, на первый план вынося собственные бытовые проблемы. Именно бдительность и внимательность к происходящему вокруг может оказаться действенным способом недопущения реализации преступного умысла.

С учетом изложенного обоснованно предложить для использования в практике работников учреждений образований, связанных с осуществлением рабочих функций непосредственно с несовершеннолетними, следующие методы:

незамедлительно сообщать о подозрительных и незнакомых лицах на территории или в помещениях учреждений образования;

проводить мониторинг социальных сетей несовершеннолетних на наличие факта участия в неформальных нетрадиционных интернет-группах раз в шесть месяцев;

проводить индивидуальную беседу социальных педагогов или психологов с воспитуемыми несовершеннолетними раз в шесть месяцев о взаимоотношениях в семье;

незамедлительно сообщать в органы опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних о замкнутости и значительном изменении поведения воспитанников учреждений образования;

проводить беседы с родителями раз в полгода на родительских собраниях с участием социальных педагогов и психологов по выявлению отличительных особенностей и психологических отклонений (как дополнительная функция подобных собраний);

ежемесячно информировать несовершеннолетних об опасностях и особенностях контактов с незнакомцами (в том числе с применением водозаборов чрезвычайных происшествий с детьми для 5–11 классов);

обязательно информировать представителей правоохранительных органов, учреждений образования о новых способах, формах, методах совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, ориентировать их на выявление несвойственного поведения детей;

осуществлять обязательные медицинские осмотры раз в год с отметкой психолога о психоэмоциональном состоянии детей;

проводить обязательные круглосуточные дежурства в летних оздоровительных лагерях с особым контролем посторонних лиц и др.

Практически все лица с подобным аномальным сексуальным влечением к детям используют информационные технологии для обмена между собой материалами запретного содержания, так как удовлетворить в реальной жизни свои инстинкты в данный момент не имеют возможности.

Еще раз хочется подчеркнуть, что будущее правоохранительных органов в противодействии преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних видится именно в контроле за виртуальной средой, так называемой зоной особой активности педофилов – интернет-сетью, а именно даркнетом.

 

Отдел идеологической работы и по делам молодежи администрации Московского района г. Бреста

свернуть

Кризисная комната

«Построим семью без насилия»

Маленький воришка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ

           ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ

Психологические проблемы запора
Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.
Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.
Причины возникновения психологического запора:
Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:
Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.
В решении данной проблемы очень эффективны – сказки!
Сказки про Какашку
1. Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-3 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек –дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука. 
После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать 
ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в 
горшочек выпускать!»   

2. Жила-была на свете Кака-Бука. Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.  И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся -Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, 
толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу- обиделась. Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!  Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать. 
Будем нашей Попе вместе помогать!

Рекомендации:
  Можете купить новый горшок  (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки! 
Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со "злыми какашками". 
И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!

!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!

 Варианты сказок при запоре
Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду - на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.
«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.
И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Маша - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»
***
Сказка о гноме для лечения запоров
Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало  очень легко!
***
Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками - мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.
И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.
Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.
Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!

 


 
P.s. сочинить ребенку сказку о том, что живет у нас попа в которой есть дверца, которая открывается всегда, когда кака в нее стучится. Стучится кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается, то она обижается и ложится поперек двери, чтобы не опоздать, если вдруг дверь откроется сама. Правда кака несколько глупа: не видя, что дверь открылась, сразу старается в нее выйти. А как выйти, если ты поперек двери лежишь, а повернуться догадаться не можешь. Можно даже поиграть с ребенком в то, как легко из двери выйти и как это сложно выходить, когда поперек лежишь. Только найдите для такой игры дверь по уже. Поняв, что попа и кака совсем запутались, хозяин попы должен помочь им с помощью свечки, которая подскажет каке, что надо перевернуться».
японский мультик https://www.youtube.com/watch?v=LVvOClYJjoQ

свернуть

Родители разводятся

Родители разводятся

РОДИТЕЛИ РАЗВОДЯТСЯ…
Как это влияет на ребенка?
 
 
Развод – это всегда сложная ситуация в жизни семьи, которая тяжело отражается на детях. Что же влияет на ребенка особенно неблагоприятно? Как ведут себя дети в этой ситуации?
         При разводе дети глубоко страдают, независимо от возраста: начиная с 3 – 4 лет они осознают, что в семье что-то происходит, понимают, что отец не живет теперь с ними. В младшем возрасте они могут бессознательно чувствовать изменение общей домашней атмосферы и состояние матери, становятся беспокойными, капризными.
         У детей очень развита интуиция, они бессознательно чувствуют утрату чего-то важного в своей жизни. Для них родители – это действительно две неразлучные части мира.
         После развода привычный мир ребенка разрушается, утрачивается ощущение целостности, уверенности и он не чувствует себя в безопасности. Ребенок не может осознавать такие сложные чувства и не может выразить их словами, это проявляется в его непонятных капризах, слезах, агрессивности, непослушании и т. п.
         Часто бывает, что разводу предшествует долгий период ссор, скандалов, что очень тяжело отражается на детях, т. к. такая ситуация вызывает у них хронический стресс со всеми его неблагоприятными последствиями.
Дети дошкольного возраста по-своему объясняют сложные,  непонятные для них явления взрослой жизни; весьма типичными являются объяснения ухода отца своим плохим поведением или еще какими-нибудь своими недостатками. Ребенок ощущает развод как отказ отца от себя. И это чувство отверженности дети могут сохранить на долгие годы.
Как же вести себя во время развода
и как помочь ребенку пережить это с наименьшими потерями?
1.     Объясните ребенку, что ситуация, когда родители не могут жить вместе, случается в жизни не так уж редко. Постарайтесь не обвинять в этом другого супруга, даже если он/она является инициатором развода. Объясните ребенку, что вы навсегда  останетесь его родителями и будете его любить.
2.     Не обсуждайте с ребенком свои обиды и не подчеркивайте отрицательные качества бывшего партнера, ребенок не судья своему родителю. Дети бессознательно улавливают это и в таких ситуациях могут становится грубыми и агрессивными.
3.     Старайтесь избежать искушения сделать   ребенка своим союзником в «борьбе» против бывшего супруга, а также контролируйте свои чувства и поведение, не пытаясь заменить недостающего супруга (такую ошибку часто допускают после развода матери  в отношении своих сыновей).
4.     Обязательно обсудите со своими родителями (если они встречаются с ребенком) эту ситуацию, чтобы они вели себя корректно по отношению к вашему бывшему супругу и не настраивали ребенка против него и его родственников.
5.     Постарайтесь договориться о регулярных встречах отца с ребенком, обязательно заранее предупредите ребенка, если встреча срывается.
6.     При необходимости воспользуйтесь   помощью не вовлеченных в конфликт мудрых родственников. В случае появления невротических симптомов, стойких нарушений поведения и т. п. обращайтесь к психологам и психотерапевтам за профессиональной помощью.
свернуть

Как помочь ребенку научиться общаться  с другими детьми

Как помочь ребенку научиться общаться

 с другими детьми

 

 

Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю.

Учите ребёнка обращать внимание на то обстоятельство, что вещи кому-то принадлежат. Обычно период «собственничества» начинается в 2-2,5 года, когда ребёнок впервые заявляет: «Это моё!». Поддержите право собственности ребёнка в отношении его игрушек. Если «моё» сказано о чужой вещи, можно возразить: «Нет, это Мишино. Твоё — вот!». Обязательно покажите ребёнку его вещь или игрушку. Обозначайте и свои вещи: «Это мамино полотенце. Это — папино!». На основе понимания принадлежности вещей разным людям можно будет учить ребёнка просить чужую вещь.

Учите просить у другого вещи и игрушки на время. Попросите у ребенка разрешения посмотреть его вещи: «Какая у тебя красивая игрушка! Можно посмотреть? Я посмотрю и отдам!» Похвалите ребёнка, если он даёт игрушку  и сразу же верните. Если ребёнку сложно расстаться с игрушкой- не ругайте его. Рассмотрите игрушку в его руках или оставьте за ним право вообще не показывать её. Так вы научите малыша просить чужое и принимать отказ. Во время игры на площадке учите ребёнка просить разрешения взять чью-то игрушку: подойдите вместе с ним к владельцу и сначала сами озвучьте просьбу: «Можно?», — а затем попросите ребёнка повторить.

Подсказывайте ребёнку варианты и учите принимать отказ. Если ребёнок видит привлекательную игрушку, детали, вроде тех, что это чужая игрушка или ею уже играет другой ребёнок, не принимаются. Невозможность получить понравившуюся игрушку вызывает возмущение и слёзы, помогите ребёнку пережить эти чувства, скажите: «Ты очень расстроился, что не смог получить машинку (куклу, мячик и т. д.)». А затем предложите решение: «Давай, пока Машенька катается на качелях (играет в свою машинку, мячик, куклу), мы поиграем с другой игрушкой (погуляем вокруг площадки, поищем голубей и т.д.). Важно, чтобы замена, которую вы предлагаете, была адекватной с точки зрения привлекательности для ребёнка.

Учите меняться. Начать можно примерно так: «Отдай мне, пожалуйста, этот важный папин документ, а я тебе дам красивую бумагу для рисования!» Затем поощряйте меняться с другими детьми: «Ты взял Данечкину машинку, а Дане отдай свой совочек, ты же им пока не играешь!» Не настаивайте, если ребенок ни а какую не расстаётся со своими вещами, возможно, он пока не чувствует себя в достаточной безопасности. Постепенно всё придет в норму.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                        Я.В. Радиончик

 

свернуть

Особенности гендерного воспитания

"ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ"

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

 

  • Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать  свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга,  не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться  чему- то  не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни  и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                              Я.В. Радиончик

свернуть

Альтернатива наказанию

АЛЬТЕРНАТИВА НАКАЗАНИЮ

 

Договориться с детьми лучше, чем наказывать

Дети всeгда будут шалить, шуметь, капризничать, лезть куда не надо. В общем, всячески испытывать на прочность poдительское имущество и родительские нервы. Можно ли остановить разбушевавшегося карапуза без помощи угла, шлепков и окриков?

 

Альтернатива № 1. «Метод естественных последствий».

 

Пусть неприятность случится. Специалисты называют его «методом естественных последствий». Суть метода в том, что родитель вообще не участвует в наказании отпрыска.

Например, в комнате у четырехлетней девочки вечный беспорядок. Мама в очередной раз повышает голос, девочка в очередной раз обижается, но в целом перевес на стороне дочки. Потому что мама сдается, как только ребенок со слезами требует найти куклу, погребенную под завалами игрушек. Отстранитесь, дайте девочке потрудиться, расстроиться из-за потери игрушки. Так вы приучите ребенка к ответственности за свои поступки, не ставя под удар ваши отношения. Ведь наказывает не мама – к пропаже игрушки приводят «естественные последствия» дочкиного разгильдяйства.

Важное «НО»: Метод применять нельзя, если:

  • естественные последствия опасны для здоровья и/или безопасности ребенка;
  • ребенок еще не способен воспринять «жизненный урок» (например, бесполезно «отучать» одиннадцатимесячного карапуза ломать игрушки).

Никогда не злорадствуйте: «Что, доигрался? Так тебе и надо!» Спокойно объясните, что сейчас у вас нет времени искать «заблудившуюся» куклу или покупать новую взамен сломанной.

 

Альтернатива № 2. Шутка.

 

Этот прием хорош для малышей, переживающих очередной возрастной кризис. Обычная ситуация: ребенок, требуя что-то, устраивает «показательную» истерику на людях. Падает на землю, катается, кричит… Мама угрозами и шлепками пытается вернуть чадо в нормальное состояние. Ситуация, как в поговорке «нашла коса на камень». Часто ребенок уже и сам не рад своему поведению. Но послушаться под угрозой наказания для него означает проиграть. Утихомирить скандалиста поможет шутка». Например: «Ой, кто это в земле застрял? Репка? Тянем-потянем… крепко сидит. Придется позвать бабку, Жучку и внучку. Звать?» Ребенок сначала удивится, прислушается, потом улыбнется и включится в игру. И в душе будет вам благодарен: ведь вы разрешили конфликт, не унизив его при посторонних.

Важное «НО»: Шутка не должна быть обидной. Смеяться можно над ситуацией, но не над поступками, характером или внешностью ребенка.

 

Альтернатива № 3. Удержание.

 

Ваша задача – физически остановить разбушевавшегося карапуза. Можно перехватить и удержать руку малыша, швыряющего на пол посуду. Посадить на колени и крепко обнять драчуна. Конечно, сначала он будет брыкаться, кричать и всеми силами рваться обратно на поле боя. Ваша задача – не поддаваться на провокации, крепко обнимать и спокойным голосом объяснять, что так себя вести нехорошо. Ребенок должен чувствовать, что его любят, даже когда он плохо себя ведет. Поэтому очень важно, чтобы ваши действия были не только сдерживающими, но и успокаивающими. Держите и одновременно обнимайте. Говорите твердо, но дружелюбно, не срываясь на угрозы и оскорбления». Тесный физический контакт мамы и ребенка творит настоящие чудеса, недаром удержание-терапию применяют при лечении аутизма и гиперактивности.

Важное «НО»: Ребенку не должно быть больно или неудобно. Если малыш успокаивается и сам прижимается к вам, значит, вы все делаете правильно.

 

Альтернатива № 4. Ледяное спокойствие.

 

Этот прием хорош, когда дошколенок «идет вразнос» из-за переполняющих его негативных эмоций: ревности к новорожденной сестричке, нежелания отпускать маму на работу и т. п. Например, ребенок в ярости разбрасывает погремушки «конкурентки». Так он подсознательно испытывает «границы»: любят ли его родители, когда он «плохой»? Ваша задача – не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, что он поступает нехорошо, и… выйдите из комнаты. Малыш выпустит пар, устанет и заскучает. Публики-то вокруг нет! Вернитесь в комнату и спокойно спросите: «Закончил? А теперь надо убираться. Сам справишься или тебе помочь?» Ребенок убедится, что агрессивное поведение не дает бонусов в виде повышенного внимания, и перестанет его практиковать».

Важное «НО»: Быть спокойным – не значит быть равнодушным. Обязательно помогите маленькому убраться, если он попросит. Когда закончите уборку, обнимите кроху, скажите, как вы его любите.

 

Альтернатива № 5. Пауза.

 

Пауза во время конфликта дает его участникам возможность остыть и отвлечься. Двухлетнему малышу показалось забавным кидаться за столом кусочками хлеба или плеваться. Просьбы перестать только раззадоривают шалуна. Не повышая голоса, возьмите ребенка за руку и отведите в другую комнату. Сменив обстановку, малыш быстро успокоится и, вернувшись за стол, начнет вести себя по-другому.

Важное «НО»: Пауза – не наказание одиночеством. Вы вполне можете пойти в другую комнату вместе с ребенком. Ведь цель – не изолировать, а помочь малышу прервать недопустимое поведение. И конечно, комната не должна быть темной и пугающей.

 

Альтернатива № 6. Психологические игры.

 

В возрасте 2 – 4 лет для ребенка очень важно чувствовать себя значимой и автономной личностью. Схитрите – пусть он думает, что сам принял выгодное вам решение. Поинтересуйтесь: «Ты уберешь игрушки сейчас или после мультика?» Решение, которое принято самостоятельно, наверняка будет выполнено.

Еще один прием называется «Я тебя послушался». Уступите – например, сходите с ним на остановку посмотреть на машины, хотя планировали погулять в парке. Когда придет время собираться домой, напомните крохе: «Я же тебя послушалась, пошла смотреть машины. Теперь ты должен послушаться меня».

Важное «НО»: Не уступайте в принципиальных вопросах. Если залезать на сломанные качели нельзя, значит, нельзя никогда.

 

Альтернатива № 7. Торг уместен.

Вам пора отправляться в поликлинику, а чадо никак не может оторваться от игры в футбол. Назревает скандал. Дети куда более рациональные существа, чем мы привыкли думать. И если вы договоритесь с малышом, сколько еще голов он может забить перед уходом, вопрос наверняка будет решен мирно.

Важное «НО»: Любой «торг» имеет предел. Договариваться – не значит вечно канючить: «Ну можно еще разик…»

Удачи в общении и воспитании ваших малышей!

 

Подготовила педагог-психолог                                                              Я.В. Радиончик

 

свернуть

Слезы перед детским садом

Слёзы перед детским садом. Как решить эту проблему?

 

 

1) Первое и самое главное правило – не ругайте ребенка, он не станет от этого одеваться или идти быстрее, а лишь сильнее расплачется.

 

2) Попробуйте отвлечь малыша, занять его разговорами о том, чем вы будете заниматься после детского сада, куда пойдете гулять, какую интересную игрушку он возьмет сегодня в садик, какие у него ботиночки красивые, в конце концов. Этот проверенный способ отлично работает.

 

3) Понятно, что слезы малыша огорчают, а иногда и раздражают родителей, но ваша задача – сохранять спокойствие, держать себя в руках. Вы можете обнять, пожалеть, поцеловать ребенка, но показывать, что вас эта ситуация тоже расстраивает, не стоит.

 

4) А вот идти на поводу у ребенка нельзя. Если уж вы собрались вести ребенка в детский сад, то доводите дело до конца, даже если у вас есть возможность оставить его дома. Если ребенок поймет, что слезы – это верный способ не ходить в детский сад (а дети в этом плане очень наблюдательны), то плач по утрам прекратится еще очень не скоро.

 

Игры по дороге в детский сад

 

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

 

1.«Все круглое (квадратное, треугольное)» Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

 

  1. «Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

 

  1. «Волшебные фигуры».

Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

 

  1. «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

 

  1. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

 

  1. Что ты видишь?

Маленькая игра, с помощью которой можно облегчить дорогу до детского сада. Это не само прощание, но многие малыши начинают переживать разлуку ещё до прихода в сад. Чтобы их успокоить, хорошо подойдет песня или такая игра. Суть в том, что вы с малышом поочерёдно называете объекты, которые встречаются вам на пути.

Это, кстати, неплохо развивает словарный запас и внимательность. Эта игра увлекает и полностью отвлекает от скорого расставания.

Кстати, в эту игру можно играть в любое время, будь то дорога в садик, поездка к бабушке, прогулка по лесу...

 

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                              Я.В. Радиончик

свернуть

Подготовка малыша к дневному сну в детском саду.

Подготовка малыша к дневному сну в детском саду.

 

 

1)Постарайтесь за 2 месяца решить вопросы с нормализацией дневного сна дома. Ребенку пора научиться засыпать в кроватке, и желательно, чтобы кто-то ещё кроме мамы мог его уложить.

 

 

2) Если вы еще кормите грудью или даёте малышу соску, время от этого уходить.

 

3)Важно заранее начать соблюдать режимы снов и кормлений, с которыми встретиться ребенок в саду.

 

4) Сохраните режим дня и во время выходных.

 

5) В случае отсутствия уюта или ощущения незащищенности, рекомендуется давать ребенку в детский сад его любимую игрушку, скажем, ту, с которой он спит дома.

 

6)Сон в не совсем знакомом месте всегда вызывает стрессовую реакцию, поэтому непосредственно перед походом в детский сад обязательно расскажите ребенку, что с ним будет происходить. Обыграйте этот режимный момент. Поделитесь своими чувствами гордости и радости за первые самостоятельные успехи ребенка за пределами дома.

 

7)Не оставляйте ребенка в первый же день на дневной сон в детском саду.

8)Будьте спокойны и уверенны, доверяйте опыту воспитателей, относитесь к ним как к близким, уважаемым и любимым людям. Расскажите воспитателям об особенностях сна вашего ребенка.

 Обучаем  ребенка засыпать отдельно.

 

1) За долгое время женщина может привыкнуть к совместному сну, а ее внутреннее волнение способно передаться ребенку, который еще сильнее станет сопротивляться переезду. Поэтому избавляемся от тревожности;

 

2) Обязательно разговаривайте с детьми. Купив новую детскую кровать, объясните сыну или дочке, что с мамочками засыпают только очень маленькие дети, взрослые девочки и мальчики спят в собственных постелях. Такой прием хорошо действует на двухлеток и трехлеток.

 

3) Разрешите вашему чаду принять участие в выборе кроватки. Прислушайтесь к его пожеланиям, взяв с собой в мебельный магазин. Тогда милая сердцу покупка станет еще ближе, и малыш скорее привыкнет засыпать в ней. Также вместе подберите пижаму и комплект постельного белья.

 

4) Приобретите на первое время специальную лампу-ночник, которая избавит от ночных кошмаров и облегчит отход ко сну. В детских магазинах можно купить необычные проекторы, которые сделают засыпание не только быстрым, но и увлекательным.

 

5) Придерживайтесь и дальше выработанного ритуала: за гигиеническими процедурами идет обязательное чтение любимой сказочной истории, а затем после прощального поцелуя ребенок засыпает. Такая последовательность успокоит детей и поможет легче заснуть.

 

6)Попробуйте приучить ваше чадо спать с мягкой игрушкой. В продаже есть множество игрушек-сплюшек, которые смогут заменить вас во время сна и создать у ребенка ощущения безопасности и спокойствия. Только не давайте ему никаких развивающих игрушек – они, напротив, активизируют детей.

 

7) Необходимо постепенно увеличивать дистанцию между мамой и ребенком.

 

8) Приучать ребенка надо системно;

 

9) Не начинайте приучать ребенка в стрессовые моменты (пошел в детский сад и пр.)

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                                 Я.В. Радиончик

свернуть

Адаптация ребенка

 

Ступени  развития ребенка не перестают радовать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, начинает говорить, рассуждать, общается. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Все – пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что есть еще и другие дети и их интересы.

Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка  серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как  отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, безтравматичным.  Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь, и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога - ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, пошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.

Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что  не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конкретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация – мама ушла в магазин, вышла к соседке и т.д.), это беда, горе, страх одиночества, незащищенности.

Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям:

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласиться, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомиться там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
  • Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка  в другую группу. Не давайте ему  страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                              Я.В. Радиончик

 

 

 

свернуть